Наш отдых у скалы Киселёва в 2015 году

Мышиные норки рядом со скалой КиселёваВ этот зимний снежный холодный день очень приятно повспоминать о прошедшем лете и помечтать о будущем. Это лето было насыщено тёплыми солнечными деньками. И, несмотря на покупку дома и беременность, нашей семье удалось выбраться на наше любимое черноморское побережье у скалы Киселёва. И хотя в этих местах мы уже стояли с палатками, но новых впечатлений нам хватило сполна. Итак, нырнём в воспоминания…

Вступление

Шёл 2015 год. Лето неспешно приближалось. Мы были всецело поглощены покупкой сельского домика и разного рода наблюдениями у врача в связи с предстоящими родами в начале сентября. Все эти хлопоты приятны, но мы так же обожаем большую воду и потому знали, что в июле мы обязательно поедем на море с родителями.

река Туапсе в горах

Через горы к морю на электричке

За несколько лет отдыха дикарями сформировался список необходимых вещей для летнего похода на морское побережье. В этом году от некоторых вещей пришлось отказаться, ведь мне нужно было нести поклажу за двоих. Выбросили ласты, детские трубки и маски для ныряния, купили летние дешёвые спальники за 300 р.(чтоб не нести тяжёлые одеяла), и не стали набирать еды (взяли только сухофрукты и орехи). И вперёд на электричку.

Место обитания у скалы Киселёва

Карта местности у скалы Киселёва

Расшифровку карты смотри в статье «Где остановиться у скалы Киселёва»

Малыш в животике у Иры не только ограничил количество вещей, которые мы взяли с собой, но ещё и ограничил выбор места для палаточного лагеря, 7,5 месяцев беременности уже срок. Выбирали между Б1 и Б4. Это оптимальные места для долгого отдыха в любую погоду в непосредственной близи от моря, и где не снуют постоянно туристы (читай, легче сделать рядом туалет:)).

Электричка в Туапсе приходит поздно, к 22 часам, это не время делать выбор. Поэтому мы с родителями , которые приехали на машине заранее, договорились, что они подготовят бивак на ночлег в лесу А1, а уже по утру мы примем решение, где остановиться на месяц. Так и свершилось.

На следующий день место долго выбирать не пришлось, лень было таскаться по горам, а берег Б1 удовлетворял всем требованиям: рядом в ущелье есть пресная вода в виде хорошего родника и речушки, хоть берег и каменистый, но есть где и палатку поставить и в воду войти, туалет рядом, скала мышиных норок до полудня закрывает от палящего солнца, а возвышающийся над обрывом лес даёт свежесть.

берег у мышиных норок

Здесь мы и остановились

как установить палатку на каменистом берегу

Пелёночная крепость

К тому же здесь стоят палаточники, которые приезжают на срок от месяца до трёх в течении очень многих лет, а они-то наверняка знают толк в хороших местах для долгого проживания. Собственно они и оборудовали за эти годы площадки для палаток; площадки которые не размывают даже зимние шторма.Палатки на каменистом берегу

Как сделать место для палатки на крупнокаменистом берегу. Обозначаем границы палатки и прибавляем ещё пару десятков сантиметров запаса. Вытаскиваем/выгребаем все крупные камни, складывая их ниже если у расчищаемого места есть уклон. В конце концов останутся только мелкие голыши; можно досыпать мелких камней с берега. Их выравниваем и радуемся проделанной работе. Обустройство хорошей площадки занимает несколько часов, а пользоваться будете много дней и не только в этом году. Так же вычищается и бассейн для купания.

Лагерь оборудован, кухня сделана, продукты закуплены, можно и отдыхать.

как купаться среди камней

Мы расчистили выход в море

В начале для ограждения кухни от палящего солнца использовали чёрную плёнку… это очень хороший способ согреться в июльские морозы)))). Не делайте так. Тёмные материалы, если уж вы их взяли, лучше использовать в тени от дождя или для ограждения туалета, но не от солнца.

Интересности и развлечения

Живность

Как писал ещё в начале статьи, места эти были хорошо знакомы и в общих чертах мы знали куда едем и какие условия нас ждут. Всё же мы больше охотники за впечатлениями, чем тюлени и потому было бы грустно, если б в этом году было всё так же, как и в прошлом.

Как в прошлом совсем не было… было лучше. Сбылась наша прошлогодняя мечта и мы увидели живого енота в его среде обитания. Оказывается на этом берегу есть енот, который не боится людей. Вечером и ночью он выходит к людям, чтобы посмотреть, как жители домов почитают лесных жителей. Если даров нет, то он сам берёт то, что ему понравиться. У нас он съел целую буханку чёрного хлеба пока все спали.

Если проявить внимательность, то можно разглядеть на крутом склоне среди колючих лиан тропы, которые проложили еноты, выходя еженощно в люди. Тут-то на выходе их можно и прикармливать, чтоб воочию увидеть столь забавных созданий. Увы, дорогие читатели, фото я не сделал, боясь спугнуть его вспышкой. Думал, в другой вечер ещё успею запечатлеть, но к нам в лагерь он больше не выходил. Но фотографией поделились соседи по пляжу, сделавшие её тем самым вечером.

Енот у скалы Киселёва

Енот у скалы Киселёва (Фото Третьяков Андрей, Ростов-на-Дону)

Ещё в этом году мне удалось увидеть рыбу иглу. Она неспешно, словно морская змея, ползла среди подводных камней по своим делам и даже моё присутствие её ничуть не смутило. Только непрерывное следование за ней заставило её остановиться и обратить внимание на своего преследователя. В надежде, что она меня подождёт, я помчался за камерой… но она меня не стала ждать.

Хоть фотографий енота и рыбы иглы сделать не удалось, зато удалось снять на камеру черноморскую скорпену (вот описание на Вики). Именно ради этого кадра я ломал голову, как за малые деньги получить камеру для подводной съёмки. Решение было найдено в простом силиконовом чехле с двумя zip-lock молниями для смартфона (о чехле для подводной съёмки уже писал).

Конечно с видеоаппаратом для подводной съёмки я не ограничился одним только морским ершом. И хотя записи получились сильно дребезжащими, но всё же хорошо отобразили богатство морской жизни у скалы Киселёва и среди рифов мышиных норок. Здесь есть крабы, креветки, бычки, рыбы ласточки, зеленушки, морские собачки, медузы аурелия ушастая и гребневик берое и много чего ещё.

Черноморская чайка

Черноморская чайка (фото Третьяков Андрей, Ростов-на-Дону)

крабы на солнышке

Крабы на солнышке

морская ласточка у скалы Киселёва

Морская ласточка

Черноморская креветка

Черноморская креветка (фото Третьяков Андрей, Ростов-на-Дону)

Черноморская скорпена-ёрш

Видео смотрите в конце статьи. Ютуб обработал моё видео, чтоб чуть выровнять тряску камеры, но в замен замылил чёткость картинки…короче, увы картинка не идеал, но смотрится всё равно хорошо.

Кухня

Кухня в этот раз снова пополнилась новыми рецептами. Теперь в меню попали сравнительно небольшие крабы в виде супа, а так же варёные рапаны. Рецепты их приготовления напишу позже, поэтому подписывайтесь, чтоб не пропустить обновления.

Все свои блюда мы готовили на чистой родниковой воде, что вытекает из склона недалеко в ущелье. По дороге за водой всегда любовался красивым двухметровым водопадиком с тихим журчанием ручья.

Новые блюда компенсировали меньшее количество пригодных мидий и крупных крабов в этом году, из которых мы уже умели готовить вкусные походные блюда, такие как: варёный краб и жаренные миди.

В месте, где мы остановились, людей меньше, а значит что?… значит грибов больше. Набрали целое ведро сыроежек, вёшенок, моховиков и лисичек. Порадовало и то, что впервые в жизни увидел сатанинский гриб. Хоть он и не съедобен, но чертовски красив и ужасен.

Над нашим лагерем в лесу обнаружили обжитые поляны. Очевидно, что там останавливаются заправские охотники. Так что если вы смыслите в этом деле, то сможете свою кухню разнообразить дичью. Я в этом не смыслю, так что кроме наводки больше ничего сказать не могу.

суп из крабов

Суп из крабов

грибы у мышиных норок

Вот такой урожай грибов

Водопад у мышиных норок

Водопад на дороге к роднику

чем мыть посуду в походе.

Моем посуду порошком горчицы прямо в море, где купаемся, никакой химии.

печка из камней и глины

Вот такая печка радовала глаз, тех кто отдыхал этим летом в этих местах.

Видя, как наши соседи пару раз ловили и готовили выше озвученную скорпену, теперь хочется её увидеть и у себя в тарелке, тем более, что её мясо считается ооооооочень вкусным. Видел дедульку, который сачком ловил себе на закуску креветок. Много бычков плавает, ожидая своего томатного соуса. Что ж… есть ещё неизведанное на этих берегах…

Передвижения

Я очень люблю бродить со своей возлюбленной женой Ирунькой, потому в этот раз почти никуда не ходили, да и почти всё здесь в ближайших окрестностях излазили. К тому же тёща активно кормила нас мясом, которое, как известно не прибавляет сил и лёгкости в путешествиях. Из передвижений вышло только сходить пару раз в Агой в магазин, пару раз побродить по тихому лесу да к скале Киселёва несколько раз прогуляться.

по берегу от скалы Киселёва в Агой

По берегу в Агой

Но зато в этот раз я далеко отплыл от берега и нашёл большой красивый риф высотой 4 метра, поднимающийся с глубины 6,5 метров. Кстати недалеко от него на дне я увидел самого большого краба, которого я когда либо видел в живую (представьте прозрачность и размер краба). Поймать, к сожалению, его не удалось, воздуха мало, а краб очень сильный.

Беременность и туризм

Такой подзаголовок появился с того, что Ируньке почти все врачихи прописывали чуть ли не лежачий образ жизни пока не родит, полный бред. Не буду говорить “в древности женщины в поле рожали”, т.к. мало известно, что было потом, но то что сидячий образ жизни вреден это факт.

Ира человек не болезненный и хорошо чувствует своё тело. До 7 месяцев она спокойно ездила на велосипеде по асфальту, что ей было даже комфортней, чем ходить пешком. Потому не видели никаких сложностей встать палаткой на море в знакомом месте и провести месяц у большой воды. Срок её беременности был 7,5 месяцев.

Не буду описывать наши домыслы, почему мы рекомендуем беременным побывать в чистом морском море и подышать чистым морским воздухом. Просто скажу про наш опыт.

беременность и море

Ира на 7,5 месяце беременности перед прыжком в воду. Смотрите «Видеозарисовки с Чёрного моря» в конце статьи

Ира прекрасно себя чувствовала в воде и с удовольствием купалась. Конечно большие заплывы она не делала, лёгкие и без этого работают на двоих. Больше просто сидела в воде и плавала понемногу вдоль берега или с матрасом. Там же у берега и ныряла с маской, задерживая дыхание, насколько это позволяло состояние.

Ложка дёгтя

Первая ложка. Увы, но цивилизация откладывает свой отпечаток на морское побережье. Весь берег усыпан разноцветным пластиком, в основном разнокалиберными пластиковыми бутылками. Там, где живут палаточники, достаточно чисто: люди природы наводят чистоту и это хорошо. Мы так же наблюдали картину, как один мужчина индуистской наружности в одиночку за несколько дней вычистил 300 метров береговой линии. Это очень похвально.

Бутылки выносятся штормами и потому это происходит достаточно редко. Переводя в математику: если 10 ответственных человек выйдут на день на такое дело хотя бы раз в месяц, то весь берег от Туапсе до Агоя будет радовать глаз своей природной чистотой. Приятно осознавать, что наша семья входит в это число ответственных и мы вычистили свою сотню.

Вторая ложка. На пригорке росло 5 красивых цветочков. Для меня они были не просто пятью красивыми цветочками, а голубыми агатами на золотом блюде солнечного цвета пробивающегося сквозь малахит леса. Я ими неизменно любовался каждый раз, когда шёл на родник.

Не одному мне свойственно чувство прекрасного и многие, кто шёл на родник любовались этим необычным зрелищем. Но однажды… человек, крепкой рукой, сорвал их… ему тоже было не чуждо чувство прекрасного, ведь он принёс их своей жене… Но к вечеру эти хрупкие создания завяли на знойном берегу и оказались в мусоре………………………………

Я не против того, чтобы рвать цветы, сам рву… на полях, где их море… Но к таким драгоценным камням в единичном экземпляре, да ещё вдоль троп, где ходят много людей и любуются ими, лучше привести свою возлюбленную и не один раз, чем эгоистично обрывать историю красоты для одного человека на одно мгновение.

Помните, что то, чего мало, возможно последнее на земле… станете ли вы убийцей вида?… два слова-…………-“Красная книга”…

Мусор и дети

Мы никогда не берём игрушек детям на море… это интересней.

Эпилог

Скала Киселёва и мышиные норки по истине удивительные места, где можно получить огромный заряд бодрости на год и море впечатлений. Но мы охотники за новыми впечатлениями и в следующем 2016 году хотим поехать исследовать новые места… морское побережье Дагестана. Малое количество отзывов только разжигает любопытство и уверенность, что там достаточно дикая и чистая природа.

Поживём увидим удастся ли нам наша затея. Что бы не приключилось, вы об этом узнаете на страницах моего блога Икебана жизни.Чёрное море,палатка, туризмзакат у скалы Киселёва,семьясолнечная короназакат из ущелья у мышиных нороксумерки,месяц, море

Видео

Короткая (1,5 мин.) видеозарисовка наших впечатлений на чёрном море.

Большое обещанное видео о подводном мире. У скалы Киселёва достаточно глубоко уходит риф и тут плавают огромные стаи, а у мышиных норок мелководье и тепло, где можно встретить другое многообразие.